Новости
6
июля
2020

В рамках проекта "Навеки прописан на Алтае" рассказываем о судьбе казака из поселка Тигирек, Ивана Баженова

Сегодня в рамках проекта "Навеки прописан на Алтае" мы поделимся с вами одним документом из расстрельного дела 1929 года, касающегося казака пос.Тигирек Баженова Ивана Григорьевича, и вкратце расскажем про его судьбу.

"Тигирекский с/с

СПРАВКА

Дана сие на Баженова Ивана Григорьевича. Действительно бывший ярой бандит с самой сначала советской власти до 1924 года скрывался в горах грабил сельские лавки о/п убивая комунистов по селам Ченятинских и другия сражаясь с отрядами советскими для уничтожения банды ездили наносили жертвы, в настоящее время ведёт всяческие агитации о войне тормозит во всех работах проводимых мероприятий сов власти на селе.

Председатель Литвинов"

Родился Иван Григорьевич 20 сентября 1877 года в семье казака пос.Тигирек Баженова Григория Стефановича и его жены Анны Петровны. Крестил его 11 октября того же года в Казанской церкви станицы Чарышской священник Иоанн Корольков при восприемниках: тигирекском казаке Михаиле Яковлевиче Вершинине и казачьей жене Евдокие Петровне Тарской. Образование малой Иван получил в приходской школе казачьего типа относящейся к Казанской церкви ст.Чарышской. Впоследствии в 1906 году школа была передана Троицкой церкви пос.Тигирек.

На момент Всероссийской переписи населения 1917 года, Иван Григорьевич проживал с женой Параскевой Семеновной (1875 г.р.) в пос.Тигирек. Детей у них не было и вдвоём они держали хозяйство: 7 лошадей и 7 коров, для которых накашивали с 12 покосных десятин до 300 копен сена. Также возделывали по 0,5 десятины яровой пшеницы, ячменя и овса и ещё 3,5 десятины были в залежах. В отсутствии домашних помощников Иван Григорьевич был вынужден нанимать подённых работников, что бы управляться с хозяйством в страду. Также в хозяйстве Ивана Григорьевича числились - однолемешной плуг, три железных бороны, телега на деревянном ходу и наследство от отца - косилка, конные грабли, жатвенный аппарат, веялка и сортировка, которыми он владел на 1/3. Остальные 2/3 были распределены между младшими братьями Михаилом и Афанасием.
Согласно данным переписи населения, младшие братья Ивана Григорьевича со своими семьями проживали под одной крышей: Михаил (1880 г.р.) с женой Еленой (1880 г.р.) и дочерьми Параскевой и Анной; Афанасий (1886 г.р.) с женой Аграфеной (1883 г.р.) и сыновьями Андреем и Иваном. Также с ними проживала и их мать Анна Петровна, которой на момент переписи исполнилось 67 лет.
Государеву службу Иван Григорьевич проходил в составе 3 отдела СКВ, а в период Гражданской войны призывался в армию Колчака в 5 сотню 4 казачьего сибирского полка, за что был осуждён Бийским ОГПУ на 3 месяца заключения.

Указанная же справка, выданная Тигирекским сельсоветом, была включена в материалы т.н. "Дела Николаева", которое велось в период с 14 августа 1929 года по декабрь 1929 года. Согласно материалам дела, Иван Григорьевич был арестован 22 августа 1929 года и отправлен в тюрьму г.Бийска для проведения следственных действий. Всего по делу проходило 22 человека, в том числе и одна женщина. По итогам проведённого следствия 14 декабря 1929 г. судебная Коллегия ОГПУ приговорила Баженова Ивана Григорьевича по ст.58-2,11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Мы не знаем когда приговор был приведён в действие и был ли вообще приведён. В материалах дела отсутствует данный акт. Более того, общаясь с родственницей одного из фигурантов данного дела (Баженов Матвей Родионович), который также был приговорён к расстрелу, мы узнали, что после проведения следствия от него была получена весточка из тюрьмы г.Новосибирска. И возможно жизненный путь Ивана Григорьевича также окончился не в 1929 году у расстрельной стены в г.Бийске, а позже где-то на рудниках, или бескрайних болотах севера.

По решению прокуратуры Алтайского края 26.04.1989 года Иван Григорьевич был реабилитирован, как жертва репрессий.

P.S.

Статья 58 УК РСФСР:

"58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственного отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры влекут за собой высшую меру социальной защиты, расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)]"

"58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящей главы. [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)]".

На фото изображён Памятник жертвам политических репрессий, спроектированный и созданный скульпторами П.А. и А.П. Щетиниными и архитекторами Е.П. и А.О. Крыловыми и установленный в г.Барнауле 04.10.2010 г. на пл.Свободы.


СПРАВКА

Проект "Навеки прописан на Алтае", посвящен истории казачьих населённых пунктов Колывано-Кузнецкой укреплённой линии, располагавшихся на территории Алтайского края.
Рассказывается о истории посёлков и их жителей, судьбы целых родов и отдельных людей. Мы вам расскажем про простые житейские и семейные события и про тяжёлые боевые дороги фронтовиков.
В официальной группе проекта вы найдёте исторические фотографии и документы, а также отчёты о современных экспедициях на объекты Колывано-Кузнецкой укреплённой линии.
Группа расскажет вам про тех, кто своей жизнью, своим трудом и ратным подвигом несколько веков создавал и укреплял свой край и свою Родину! Мы расскажем вам про тех, кто золотыми буквами памяти навсегда остался прописанным в истории Алтая!

Читайте также