Новости
26
февраля
2019

Суд принял решение в интересах жителей

Предлагаем вашему вниманию решение Змеиногорского городского суда.

Дело № 2а-22/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

14 января 2019 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Плешковой В.В.,

с участием: административного истца – помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Слинкиной Е.Е.,

представителей административного ответчика – администрации Змеиногорского района Алтайского края Ткаченко Марины Викторовны и Якушко Людмилы Анатольевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создания на территории района специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику и, ссылаясь на положения Федеральных законов «О погребении и похоронном деле», «Об общих принципах организации местного самоуправления» и других нормативно-правовых актов, руководствуясь п. 3 ст. 22, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), просит суд:
1. Признать бездействие администрации Змеиногорского района Алтайского края, выразившиеся в непроведении нижеуказанных действий, незаконными.
2. Обязать администрацию Змеиногорского района Алтайского края устранить нарушения закона, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе - создать на территории района не позднее 01.06.2019 специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив также, что вышеуказанная обязанность возложена на административного ответчика законом, рассматриваемое бездействие нарушает права неопределённого круга лиц на достойное, предусмотренное законом, погребение умерших, а также родственников последних, на обращение в специализированную службу по рассматриваемым вопросам. Считает, что срок обращения с административным иском в суд не пропущен, так как ответ на представление прокурора, вынесенного в адрес администрации Змеиногорского района Алтайского края о вышеуказанном оспариваемом бездействии поступил в прокуратуру только 11.12.2018, то есть только после указанной даты административному истцу стало известно о том, что представление прокурора об устранении нарушений закона не будет исполнено административным ответчиком в добровольном порядке. Сразу после этого административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Представители административного ответчика в судебном заседании настаивали на полном отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по причине того, что законодательство, в том числе ФЗ «О местном самоуправлении» не содержит нормы, обязывающей администрацию своими силами создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, указывает, что указанную службу администрация может выбрать (назначить) из числа организаций подобного рода, действующих на территории района, то есть возложить рассматриваемую обязанность на самостоятельный хозяйствующий субъект. Кроме того, пояснили, что бюджетом района не предусмотрено создание обозначенной службы (отсутствует соответствующее финансирование). Создание этой службы потребует финансирование дополнительных рабочих мест, что также будет финансово затратно для администрации. Создание указанной службы нецелесообразно по причине малого количества умерших лиц, подпадающих под категорию обслуживаемых специализированной организацией, а именно – умерших лиц, не имеющих родственников и (или) иных лиц, занимающихся организацией их похорон. Кроме того, в обоснование своих доводов ссылаются на правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в кассационном определении от 01.06.2018 №36-КГПР18-3.
Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться с требованием об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, а прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что бездействие не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение, в том числе органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).
Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
При таком положении вывод представителей административного ответчика о том, что статусом специализированной службы может наделяться любой хозяйствующий субъект, в том числе и не учрежденный органом местного самоуправления, является ошибочным.
Безусловно, местное самоуправление является признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации формой осуществления народом своей власти, наиболее приближенной к населению, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. N 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает, в том числе, право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).
Вышеуказанная правовая позиция, согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в кассационном определении судебной коллегии по административным делам от 01.06.2018 №36-КГПР18-3, на которую ссылаются сами представители административного ответчика.
Из указанной правовой позиции также следует, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом N 8-ФЗ, но не наделать этими функциями сторонние коммерческие организации
Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 18 и п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организации похоронного дела.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Аналогичные положения о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела закреплены в ст. 15 Закона Алтайского края от 09.09.2002 № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае».
Таким образом, организация на территории муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края похоронного дела относится к полномочиям администрации Змеиногорского района Алтайского края.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в п. 1 указанной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Следовательно, перечень гарантированных услуг по погребению, определенный в п. 1 ст. 9 Федерального; Закона № 8-ФЗ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям с частной формой собственности, так как Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
Проведенной прокурорской проверкой в 2018 г. установлено, что на территории Змеиногорского района специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
По результатам прокурорской проверки в адрес главы администрации Змеиногорского района 03.09.2018 прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
Из ответа главы администрации Змеиногорского района следует, что администрацией Змеиногорского района изучен вопрос создания специализированной службы по вопросам похоронного дела. В связи с отсутствием финансирования по данной статье расходов, нарушения не-устранены. Рассматривается возможность исполнения обязанностей по организации похоронного дела органами местного самоуправления поселений.
Таким образом, установлено, что выявленное в 2018 году нарушение не устранено до настоящего времени.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются; высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Положениями ст. 15 Конституции РФ определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, администрацией Змеиногорского района не исполняются вышеуказанные требования Федерального закона № 131 и Федерального закона № 8, что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно, находящихся на территории Змеиногорского района Алтайского края, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц.
Следовательно, бездействие административного ответчика, выразившиеся в несоздании на территории Змеиногорского района Алтайского края специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит вышеуказанным нормам закона, что требует устранения.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Змеиногорского района Алтайского края.
Однако в нарушение вышеуказанного на территории Змеиногорского района отсутствует специализированная (ритуальная) служба, ответчиком надлежащих мер по созданию на территории муниципального района специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия с его стороны.
Доводы представителей административного ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств на проведение работ по созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, а равно – об экономической нецелесообразности создания такой службы ввиду малого количества фактов смертей лиц, подпадающих под рассматриваемую категорию, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и юридического значения в рассматриваемом споре не имеет.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 устава муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края, принятого решением Змеиногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.10.2018 №68, также закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета муниципального района (л.д. 8)
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете района денежных средств на проведение работ по созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, от проведения мероприятий, необходимых для решения названных выше вопросов.
Таким образом, доводы представителей административного ответчика по существу сводятся к несогласию с положениям действующего – вышеприведённого законодательства.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объёме.
Срок обращения административного истца в суд не пропущен по причине того, что о неисполнении требований прокурора, изложенных в представлении административному истцу стало известно только 11.12.2018, на что указывает штамп входящей корреспонденции от 11.12.2018 (л.д. 55)
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), помимо прочего, должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с ч. 13 ст. 226 КАС РФ суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В рассматриваемом случае суд признаёт необходимым к опубликованию принимаемое решение суда по причине того, что оно затрагивает интересы неопределённого круга лиц - жителей Змеиногорского района Алтайского края.
В соответствии с ч. 10 ст. 227 КАС РФ в случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Руководствуясь главами 15 и 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Змеиногорского района Алтайского края удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие администрации Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Змеиногорского района Алтайского края специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Возложить на администрацию Змеиногорского района Алтайского края обязанность устранить нарушения закона, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в соответствие с:
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Возложить на администрацию Змеиногорского района Алтайского края обязанность создать на территории Змеиногорского района Алтайского края специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 01.06.2019.
Обязать администрацию Змеиногорского района Алтайского края сообщить Змеиногорскому межрайонному прокурору Алтайского края и в Змеиногорский городской суд об исполнении решения по настоящему административному делу в срок до 01.07.2019.
Указанное решение должно быть опубликовано в ближайшем номере печатного издания «Змеиногорский вестник» Алтайского края, после вступления решения в законную силу. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья А.Ю. Сафронов